Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Апрель » 6 » ОТ СТУДЕНТА ДО ЗАВ. КАФЕДРОЙ
22:26
ОТ СТУДЕНТА ДО ЗАВ. КАФЕДРОЙ

ОТ СТУДЕНТА ДО ЗАВ. КАФЕДРОЙ

 

Интервью с кандидатом юридических наук, доцентом, заведующим кафедрой уголовного права и процесса Сергеем Леонидовичем Емельяновым

 

- Здравствуйте, уважаемый Сергей Леонидович! Основная масса наших читателей – студенты. В связи с этим первый вопрос. Расскажите, каким Вы были студентом?

- Здравствуйте! Учился я хорошо, правда, окончил университет не с «красным» дипломом. Был усидчивым, много читал юридическую литературу. Кстати, это был первый выпуск юридического факультета. Его отличие от всех последующих выпусков в том, что фактически все создавалось на голом месте. Литературы было совсем мало, приходилось искать. А сейчас есть возможность найти все в интернете. Тогда таких условий не было, нужно было ходить по библиотекам. Сложности были, но, в общем, учиться было интересно.

- Не страшно было быть первопроходцем?

- Нет, не страшно. Вполне осознанно учился. Был старостой группы несколько лет, на последнем курсе меня и еще нескольких студентов пригласили работать  в органы прокуратуры. Поэтому я перешел на индивидуальный план обучения. Мне приходилось совмещать работу в прокуратуре и учебу в университете.

После окончания ВУЗа, когда осуществлялось распределение, мне предложили остаться в университете. Я был распределен на кафедру правоведения. Впоследствии она разделилась на кафедры уголовного права и процесса и гражданско-правовых дисциплин.

- Сергей Леонидович, каким Вы видите современного студента? Отличается ли он от студента Вашего времени?

- Знаете, я все чаще замечаю, что студенты нисколько не изменились. Это всегда  молодые люди со свойственной им субкультурой, своими проблемами и т.д. Особых отличий я не вижу. Только хочу отметить, что сейчас для студентов создается больше условий. Легче учиться, больше литературы и интернет всегда под рукой.

- То есть Вы считаете, что интернет нам больше помогает в учебе?

- Это палка о двух концах. С одной стороны, он конечно помогает. Но, с другой стороны, определенная леность у студентов появляется, расхолаживает студентов возможность не идти никуда, а, сидя дома, зайти в интернет. И поэтому они становятся менее усердными.

 

- Насколько я вижу, Вы хорошо понимаете студентов. Как Вам с ними работается?

- Мне приятно работать со студентами. Правда, общение уже не такое интенсивное, потому что практических занятий я в последнее время не провожу, только читаю лекции. Но все равно и на лекциях возникают разные дискуссии, интересно узнавать мнение студентов по каким-то вопросам не только относительно предмета, но и в общем.

- Чем Вас привлекла работа преподавателя?

- Я почувствовал, что это мое. Мне казалось, что я осилю. Хотя многим может показаться, что работа у преподавателя легкая, ничем не обремененная. Но преподаватель должен постоянно развиваться. Юридическое образование характеризуется тем, что законодательство непрерывно меняется. Нужно всегда быть в курсе дела, изучать много литературы, готовиться к каждой лекции, пересматривать материал, следить за изменениями в законодательстве. Поэтому личностный рост у преподавателя всегда должен быть. Как, впрочем, и у студентов.

- Этому учит еще и занятие научной деятельностью. Как Вы думаете, необходимо ли студенту заниматься наукой?

- Всех я не призывал бы к занятию научной деятельностью. Хотелось бы, чтоб большее количество студентов занимались ей, но я прекрасно понимаю, что здесь нужна определенная склонность. Азами научно-исследовательской работы студенты должны овладеть, выполняя учебный план. Как минимум при написании курсовых и дипломных работ. Но требовать от всех этого невозможно. К тому же есть много примеров, когда наши выпускники во время учебы не увлекались научной деятельностью, но по окончании университета стали хорошими юристами-практиками, занимают серьезные посты в правоохранительных органах. Конечно, можно назвать и тех практиков, которые успешно занимались такой работой. К ним, в частности, относится нынешний прокурор Гомельской области Аземша Сергей Яковлевич.

- Расскажите, пожалуйста, о своей научной работе.

- Каждый преподаватель обязан писать научные работы, участвовать в конференциях. И я тоже этим занимаюсь, в будущем планирую, что выйдет монография. Недавно участвовал в конференции, организованной Научно-практическим центром проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры. Сейчас готовится материал для конференции в Национальную Академию внутренних дел в Киев.

Многие придерживаются определенной тематики, но мне интереснее проводить исследования по разным направлениям, я не концентрируюсь на конкретном вопросе. Раньше, когда обучался в аспирантуре БГУ, вплотную занимался кандидатской диссертацией на тему «Гражданский иск в уголовном процессе». Диссертацию же я защитил в 2004 году.

- Почему Вы выбрали именно уголовную специализацию?

- Большую роль в этом моем выборе сыграли преподаватели: Кучвальская Ирина Викторовна вела у нас уголовное право, Ключников Юрий Андреевич читал уголовный процесс. Они, наверное, и пробудили у меня интерес к дисциплинам уголовно-правового цикла.

Я заметил, что большинство студентов стремится именно на нашу специализацию, хотя убежден, что в жизни больше пригодятся знания из области цивилистики. Эти знания приходится использовать практически на каждом шагу. Думаю, что такое стремление студентов связано с романтическими представлениями о работе правоохранительных органов, навеянными многочисленными фильмами соответствующей тематики. Но это не совсем верно. В жизни все, не как в кино. Возьмем, к примеру, работу следователя. Расследовать уголовные дела – достаточно рутинный, кропотливый труд, следователь – это, по большому счету, бюрократ, который должен умело и правильно собрать, оформить материалы по уголовному делу, не нарушив при этом ни одной нормы уголовно-процессуального закона. Кстати, следователю, помимо прочего, необходимо уметь наладить работу с людьми, в частности со свидетелями, найти подход к ним, ведь успех расследования напрямую зависит от полноты и правдивости получаемой от них информации. Поэтому в следователе должны органично сочетаться и юрист, и психолог.

- Сергей Леонидович, расскажите нам, как Вы пришли к должности заведующего кафедрой уголовного права и процесса?

- Руководство предложило занять эту должность, и я согласился. Но это не значит, что один раз назначили и на всю жизнь. Это выборная должность. Каждые 5 лет объявляется конкурс на ее замещение.

Я работаю в этой должности с 2004 года. На первоначальном этапе есть свои сложности в работе заведующим кафедрой. Но когда более или менее организован процесс, напряженных ситуаций не возникает. В мои обязанности входит максимально эффективно распределить нагрузку среди преподавателей, наладить учебный процесс, научно-исследовательскую работу. На нашей кафедре работают преподаватели, которые не требуют особого контроля, все они ответственные и сами понимают важность надлежащей организации учебного процесса. Хорошо, когда члены коллектива являются добросовестными работниками, ими и руководить легко.

- Спасибо за интересную беседу.

- И вам спасибо!

Алёна Шарманова

Просмотров: 1833 | Добавил: mankey | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]